воскресенье, 10 ноября 2024 г.

Математика в старшем дошкольном возрасте

Математика в старшем дошкольном возрасте

5-6 летний возраст ребенка – дошкольника характеризуется наибольшей любознательностью, стремлением объяснить различные факты с позиции своего жизненного опыта, эти дети – исследователи.

«Математика всегда остается для учеников трудной работой»,- говорил Д. И. Писарев, это же утверждают и родители, и учителя, и сами ученики. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина, и не должны узнать никогда. Наша задача – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное – познать радость при прохождении трудностей.

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, механическому, формальному запоминанию чисел, что имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос знаний в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартные – становится вообще невозможным.

Особое значение имеют накопление и обобщение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в познании математической действительности. Если у ребенка отсутствуют образы представлений, включается механическое запоминание, позволяющее удерживать в памяти те или иные понятия непродолжительное время. Д

Для заинтересованности детей и положительных результатов  каждого ребёнка в познании математике, мы используем разнообразные игры, упражнения, физ.минутки.

Вот несколько примеров  математических игр

Игра «Передай по кругу»

Цель: закрепить знание цифр, умение соотносить цифру с количеством; развивать внимание, память.

 Материал: числовые карточки; карточки с цифрами.

 

 Игровые действия: игра проводится в кругу. В руках у каждого ребенка — числовая карточка. После слов педагога «Начали!» все играющие передают друг другу карточки по кругу по часовой стрелке. По команде «Стоп!» дети прячут карточки, предварительно сосчитав число предметов, изображенных на них. Воспитатель показывает какую-нибудь цифру, а дети должны показать карточку с таким же количеством предметов.

 

 

 Игра «Ручеек»

Цель: продолжать учить составлять число из двух меньших.

Материал: цифры по количеству детей.

 

Игровые действия: двое детей — ведущие — берутся за руки, образуя «воротца», в руках у них цифра 8. Остальные дети разбегаются по кругу, в руках у них цифры от 0 до 8. По сигналу воспитателя «Ручеек, в воротца» дети встают парами так, что - бы вместе образовать заданное число (2 и 6; 4 и 4; 1 и 7; 3 и 5; 8 и 0). «Ручеек» должен пройти через «воротца» и сказать, как составлено число. Ведущие, образующие воротца, проверяют правильность выполнения задания. При повторном проведении игры выбираются новые ведущие, цифры у детей меняются.

 Игра «Станьте парами»

Цель: формировать умение вычислительной деятельности; развивать внимание, сообразительность.

Материал: карточки с цифрами; фишки.

 

 Игровые действия: в руках у детей карточки с цифрами. Ребята свободно двигаются по группе. Педагог называет любое число, а дети должны стать парами так, что - бы при сложении или вычитании получилось названное число и объяснить свой выбор.

Например: называется число 8. Значит, могут быть пары: 6 и 2 т. к. 6 + 2 = 8; 9 и 1 т. к. 9 - 1 = 8. И т. д. При правильном решении дети получают фишки.

 

Игра «Да — нет»

Цель: закреплять умение сравнивать палочки по длине, использовать в речи слова «короче», «длиннее»; развивать внимание, сообразительность, глазомер.

Материал: 10 разных по длине палочек (полосок).

Игровые действия: построить из палочек «лесенку» по длине. Среди детей выбирается ведущий. Он загадывает любую палочку и сообщает о своем выборе на ухо воспитателю. Играющие должны узнать, какую палочку загадали. Для этого они задают вопросы о длине палочки, а ведущий может отвечать только «да» или «нет».

Например: — Эта палочка короче желтой? (Да.)

— Эта палочка длиннее голубой? (Да. Значит, это красная палочка.)

Вопросы задаются до тех пор, пока дети не отгадают, о какой палочке идет речь. Отгадавший становится ведущим.

 

Игровое упражнение «Напои гостей»

Цель: формировать умение измерять объем жидких тел с помощью условной мерки.

Материал: чашечка (условная «мерка»); два стакана; ведерко с водой; игрушки «Медвежонок» и «Зайчонок».

 

 Игровые действия: педагог сообщает, что к детям едут гости: медвежонок и зайчонок. С дороги и их надо напоить чаем. Медвежонок больше по размеру, чем зайчик и поэтому ему надо налить чая больше. Педагог предлагает с помощью условной «мерки» выполнить задание. В конце обсудить, в каком стакане больше воды и на сколько.

 

Игра «Бегите ко мне»

Цель: содействовать развитию умения классифицировать фигуры по разным признакам: форме, цвету, размеру; развивать внимание.

Материал: набор геометрических фигур.

Игровые действия: дети образуют круг, у каждого из них в руках геометрическая фигура. Педагог стоит в центре круга. Подойдите ко мне те, у кого есть красные большие и круглые фигуры. Подошедшие дети объясняют, почему они подошли. Остальные дети объясняют, почему они остались на месте. (Их фигура не красная, не большая и не круглая.)

Подойти тем, у кого:

·        четырехугольные синие маленькие фигуры;

·        многоугольные желтые маленькие фигуры;

·        не круглые красные большие фигуры. И т. д.

 

 


 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий