суббота, 18 мая 2024 г.

УМ на кончиках пальцев!

 Ум на кончиках пальцев

Мелкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. И если ходьба, бег и прыжки в нас заложены на уровне безусловных рефлексов, то мелкую моторику необходимо развивать. Для чего это нужно?

Проведено множество исследований, которые доказывают, что наши руки взаимосвязаны с  вниманием, мышлением, памятью и другими важными функциями сознания. Для психологов степень развития мелкой моторики — это показатель развития ребенка, а в дошкольном возрасте и подавно, ведь перед школой начинается активное расширение умственной и физической деятельности.

Ученые, физиологи, психологи и другие специалисты изучали взаимосвязь мозга и тонких движений рук. Например, Мария Монтессори заметила, что, если у малыша проблемы с речью, скорее всего, виновата именно мелкая моторика: в нашем мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся очень близко друг к другу. Когда начинаешь заниматься и развивать эту сферу, речь нормализуется, так как активность одной зоны в мозге заставляет работать центры, расположенные рядом.

Советский педагог и писатель В.А. Сухомлинский считал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев», а психолог и психиатр В.М. Бехтерев доказал, что простые движения рук улучшают произношение звуков, развивают речь и снимают умственную усталость. Получается, что мелкая моторика положительно влияет не только на функции сознания, но и на весь организм в целом.

Рисование пальчиками дает ребенку много новых ощущений: густота краски, плотность и шершавость бумаги, размазывание каши по полу и по себе. Малыш еще не чувствовал ничего подобного. Он не просто рисует, а учится контролировать свое тело, координировать движения, ведь сразу провести линию для него не так-то просто. Так развивается тактильная чувствительность.

В исследованиях психологов рисование руками и пальцами помогало ученикам побороть неуверенность в себе, справиться со страхами и чувством подавленности. Дело в том, что через рисунок проявляется бессознательное человека, это проективная техника. А в пальчиковом искусстве нет двигательных ограничений и строгих правил. Поэтому ребенок через цвет, оттенки, нажим и разные кляксы может выразить свое эмоциональное состояние.

К тому же, рисование, тем более пальцами, — это отличный способ отреагирования напряжения. Когда человек накапливает эмоции, не давая им выход, это может привести к негативным последствиям: заболеваниям, подавленности, апатии и так далее. Дети более чувствительные, поэтому их обязательно нужно приучать правильно сбрасывать эмоциональное напряжение. Рисование пальцами, также как, например, манкотерапия, дает выход эмоциям через тактильные ощущения.

Детям постарше можно предлагать не просто чистый лист, а не закрашенные картинки. Так они учатся чувствовать границы рисунка, а в будущем будут легко делать то же самое с помощью кистей, карандашей или фломастеров.

Как развивать пальчиковое рисование?

Ребенка завораживает волшебство рисования: превращения форм, неожиданные изменения цвета. Можно показать малышу, как поставить кляксу, провести линию, сделать ручеек краски от одного пятна к другому. Как мизинчиком сделать следы маленького зайчика, а ладонью или кулаком след свирепого медведя.

В этом виде творчества существуют разные техники и приемы.

Рисование кончиками пальцев

Таким способом можно поставить на листе точки разного размера, которые превращаются в гусеницу, виноград или рябину. Можно рисовать линии и геометрические фигуры. Если сложить пальцы в пучок и приложить к бумаге, получится снежинка или цветы. Одними кончиками пальцев можно создать целый пейзаж. Многие художники, например, Айрис Скотт или Зария Форман, используют эту технику в своих полотнах, которые сейчас можно увидеть на выставках и в музеях.

Рисование ладошкой

Можно просто отпечатывать свою ладонь разными цветами на листе. А можно рисовать полноценные образы, для этого пальцы должны быть сомкнуты. Чтобы нарисовать бабочку, приложите разукрашенную ладошку к бумаге вертикально, рыбку — горизонтально, а осьминога — пальчиками вниз.

Рисование кулачком

Полураскрытый кулак дает возможность нарисовать бананы, холмы, радугу и другие изогнутые предметы. Сжатым кулачком со стороны большого пальца легко нарисовать красивые розы, улитку или морские ракушки.

Малышу очень полезно изучить возможности своих рук, ведь с помощью всего одной ладошки можно получить столько разных отпечатков! Этот процесс развивает фантазию, образное и пространственное мышление, ребенок получает первое представление о фигурах, растениях, животных.

Вместе с родителями можно рисовать настоящие шедевры: семью осьминожек на морском дне, где вокруг маленькие рыбки и ракушки. Это веселое и увлекательное занятие как для детей, так и для взрослых. К отпечатанным элементам можно дорисовывать разные детали, чтобы воплотить любую идею.

Такие простые упражнения отлично развивают координацию, особенно если рисовать сразу двумя руками. Занятия особенно важны для левшей, так как они стимулируют правое полушарие, а также ненавязчиво развивают правую руку.


 




 




Комментариев нет:

Отправить комментарий